Социальные преимущества южного приморского региона выражаются
во многих характеристиках: численность населения почти стабильна
благодаря устойчивому миграционному притоку, жители отличаются лучшим
состоянием здоровья и более высокой продолжительностью жизни;
экономические преимущества выгодного местоположения, развитой
инфраструктуры и относительно дешевой рабочей силы способствовали росту
инвестиций и промышленного производства в последние годы; сельское
хозяйств края самое крупное и развитое в стране и устойчиво
обеспечивает дешевым сырьем ведущую отрасль - пищевую промышленность;
значительно снизился уровень безработицы, население активно включено в
неформальную занятость для повышения собственных доходов. Социальные проблемы: сильное постарение населения,
относительно низкие душевые денежные доходы из-за высокой доли сельских
занятых, более медленный рост доходов в 2000-е гг.; значительное число
неквалифицированных рабочих мест в агросекторе, распространенность
теневой экономики и занятости в ней, высокая сезонность занятости в
рекреационной сфере; сильнейшая конкуренция за землю и ресурсы в
приморской зоне и связанная с этим этнонациональная напряженность в
некоторых районах; менее развитое высшее и среднее профессиональное
образование, пониженная обеспеченность медицинскими услугами. Краснодарский край – крупнейший по численности населения регион
России после Москвы и Московской области, в нем проживает более 5 млн.
чел. Край отличается более поздней и медленной урбанизацией, во многом
из-за благоприятных агроклиматических условий. Городское население
сравнялось по численности с сельским только во второй половине 1970-х
гг., а в 2006 г. его доля почти не изменилась (52,6%). Краевой центр
Краснодар (бывший Екатеринодар - столица Кубанского казачьего войска)
относительно невелик, в нем живет менее 800 тыс. чел. (15% населения
края). Центром Черноморской зоны является г. Сочи с населением 400 тыс.
чел., при этом агломерация Большого Сочи протянулась от границы с
Абхазией (Адлер) почти до г. Туапсе. Всего в четырех больших городах
края проживает менее трети населения, что подтверждает низкий уровень
урбанизированности. Большинство городов выросли из бывших станиц, различия между
городскими и сельскими поселениями стерты, ряд сельских поселений
сопоставимы по размерам с небольшими городами. Раньше других городами
стали порты черноморского и азовского побережья, позднее расширившие
свои функции за счет развития курортного дела. Большинство городов
внутренней части края стали получили свой статус в советский период,
благодаря развитию промышленности, перерабатывающей
сельскохозяйственное сырье, и удобному транспортному положению.
Значительный рост городов края в 1989–2002 гг. был связан с
интенсивным миграционным притоком. В последние годы, по данным
официальной статистики, городское население сокращается, в том числе и
в краевом центре (табл. 1). Положительную динамику сохраняют только
отдельные города и районы, в основном приморские или прилегающие к
Краснодару. Краснодарский край – один из самых
плотно заселенных регионов страны (67 чел. на кв. км.), особенно его
приморские и прикубанские районы. Для сельского расселения характерны
крупные сельского поселения, их средний размер - более 1400 человек.
Благодаря густой сети качественных дорог и более высокому уровню
автомобилизации городские услуги доступны многим сельским жителям. По характеру расселения
можно разделить край на три-четыре зоны. В степном правобережье Кубани
каркас системы расселения составляет сеть крупных станиц с населением
до 10-30 тыс. человек, основанных в ходе казачьей колонизации в конце
XVIII–начале XIX вв. Местные центры гг. Тихорецк, Тимашевск, Кропоткин
выросли благодаря железнодорожному строительству последней четверти XIX
– XX вв., став узловыми станциями. В предгорной полосе Большого
Кавказского хребта (юго-восток края) опорные центры расселения связаны
с бывшими кордонными линиями, прежде всего Усть-Лабинской, они
контролировали выходы с гор на равнину наиболее важных сухопутных дорог
и рек. Приморская полоса разбивается на две части, при этом старые
портовые центры Приазовья оказались в тени городов черноморского
побережья. Черноморские города фактически превратились в непрерывную
цепь поселений: "Большой Сочи” (включающий наряду с собственно Сочи
Хосту, Лазаревское, Адлер, Красную Поляну), "Большой Геленджик” (с
Архипо-Осиповской и Кабардинкой). Проведение Олимпиады 2014 г. в Сочи
даст новый импульс развитию и заселению причерноморской зоны
Красндарского края.
Данные о доходах населения регионов
России недостаточно точны, поскольку они оцениваются по небольшим
выборкам обследований домохозяйств. Для регионов Юга достоверность
таких оценок еще ниже из-за масштабов теневой экономики. Статистика
показывает, что душевые денежные доходы регионов ЮФО, в том числе
Краснодарского края, значительно ниже средних по стране. Однако
стоимость жизни на Юге ниже, поэтому оценки доходов нужно
корректировать на прожиточный минимум. По покупательной способности доходов
населения (отношению душевых денежных доходов к прожиточному минимуму)
Краснодарский край относится к российским регионам-«середнякам», т.е.
медианной группе регионов.
Одним из объяснений невысоких доходов в
крае может служить более медленный рост заработков в сельском
хозяйстве. Вторым - замедленное влияние недавно начавшегося роста
инвестиций на заработную плату, т.к. инвесторам выгодны регионы с более
дешевой рабочей силой. Третим - меньшие возможности за счет федеральных
средств наращивать заработную плату бюджетникам, управленцам и выплаты
льготникам. Край относится к числу умеренных реципиентов, доля
федеральных перечислений в доходах его бюджета составляет 19%, в то
время как в республиках – 50-90%. Например, феноменальные темпы роста
доходов населения Дагестана достигнуты за счет выросших федеральных
перечислений, обеспечивающих 77% дохода бюджета республики. Рост
покупательной способности доходов в Волгоградской области (расчеты
сделаны за сентябрь-октябрь 2006 г.) объяснить труднее, но вполне
вероятно, что показатели в целом за год будут скорректированы
Росстатом.
www.atlas.socpol.ru
|